Казахстан






орнКазахстан

Главная страница
История республики
Герб

Флаг

Гимн

Национальная валюта  

Фотографии Казахстана

Природа Казахстана

Животные Казахстана
 
Жилище казахов-юрта

Города Казахстана

Орнамент

 Биография Абая,поэта-просветителя

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.
Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении известно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа.

     Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.

     Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждением.
Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его старшего сына  Абдрахмана в 1904 году - надломили сердце поэта, он отказался от еды,Абдрахман был его надеждой. Надеждой на то, что сын продолжит начинания своего отца .Абай очень любил своего сына. Он умер спустя 40 дней после смерти Абдрахмана в том же 1904 году. А спустя еще 40 дней после смерти Абая скончался его еще один сын- Магауи.
Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением.  Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы - ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом.
Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением.Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом
.

 

Через постижения Абая мы познаем себя

 

Казахская поэзия и искусство в основном развивались путем самообогащения, на примерах древних традиций. Теперь казахские мыслители и просветители, исходя из требований времени, стали ориентироваться на искусство, науку, культуру и литературу Запада - одним словом, на европейскую цивилизацию, не отвергая при этом национальные корни. В результате этого за короткий промежуток времени казахская литература и культура, духовная жизнь нации сделали огромный скачок, обрели совершенно новое качество и содержание.

А весь этот духовный переворот начался от Абая Кунанбаева(1845-1904). Празднование 150-летнего юбилея Абая в 1995 году под эгидой этой авторитетнейшей международной организации(ЮНЕСКО)- большая честь для всех казахстанцев.

Про Абая сказано много- особенно во время празднования юбилея, и впредь будет сказано немало, потому что истинное абаеведение началось только сейчас.

Юбилей Абая был широко отмечен в Париже, Лондоне, Пекине, Стамбуле - в более 80 странах мира. Абай не только великий талант, он - гений.

гений рождает новое направление в искусстве, науке, в развитии целого общества. В том плане отличия Абая от выдающихся деятелей из истории казахской нации, как Бухара - жырау, Жамбыла и других поэтов, композиторов, философа в том, что он сам по себе является целой эпохой в жизни казахского народа.

Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур.

В его поэзии Восток проявляется через весомость и достоинство слова, а Запад -углублением в ценности бытия, приверженностью к жесткой истине и идее свободолюбия. Вместе с тем он критически относился к канонам Востока - отказывается прославлять безмятежное времяпровождение и вино, не собирается, как Хафиз, отдать лишь за родинку любимой Самарканд и Бухару. Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Открытые в 17 веке И.Кантом эти принципы доселе казахам были неизвестны. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич "Проснись, казах!".

Абай- гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем" показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда.

Абай- очень трагичная фигура. В этом плане его судьба напоминает удел Сократа, принесшего в жизнь греком новое мировоззрение. Народные массы к любой новизне относятся с недоверием и сомнением. Греки в свое время Сократа привлекли к суду за то, что он "спихнул молодое поколение с правильной жизненной дороги". И лишь спустя столетие соотечественники признали величие Сократа как гения. Поражает обилием мыслей и суждений Абая, идущих вразрез с исконными степными традициями. Поэтому его не смогли понять не только окружающая среда, но и родные и близкие. Вместе с тем в судьбе Абая нет ничего иного, чем в судьбе других титанов мысли.

он стремился поднять человечество на новую высоту, увы, человечество не понимало его. только через 80 лет после его кончины, мы начинаем постигать Абая.

Если вдумчиво вчитаться в творения Абая, то через его произведения красной нитью проходит анализ проблем отчуждения, неприятия и отвержения общества. Абай утверждал, что в "таком обществе все строится наоборот и антидействия в конечном счете ведут к регрессу".

Абай критически относился к родному народу и свой патриотизм стыковал с отстрой критикой недостатков национального характера казахов.

Абай- великий философ и эстет нового склада. Его "Слова назидания" являются философским трактатом уровня произведений нашего гениального предка Аль- Фараби, жившего тысячелетие тому назад. Поэтому есть резон в том, что некоторые исследователи "Слова назидания" принимают его как цельный философский трактат.

Учение пророка Мухаммеда, жившего в 7 веке, ныне завоевавшего четвертую часть человечества. Не менее сильным должно быть и духовно-нравственное влияние Абая.

"Через постижения Абая мы познаем себя" подчеркнул Президент Н.Назарбаев. Однако есть и такой момент: в последнее время боготворение Абая перевешивает постижение великого мудреца. А чем кончилось длившееся почти век слепое поклонение образам Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина? Поэтому и Абай нуждается не в поклонении, а в изучении его наследия.

напор культурно-духовного обновления прошел через огромные временные периоды, политические и идеологические системы. Влияние того возрождения мы ощущаем на всех направлениях сегодняшнего духовного бытия. Кажется, настало время рассматривать не только Абая, Жамбыла, Ауэзова, но и других великих фигур как достояние национальной культурно-духовной жизни народа.



 

 

 

 

 

 


Чат
Форум

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        
Hosted by uCoz