Главная страница
|
![]() Абай Кунанбай-улы
(1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической
письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845
году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай –
был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое
имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя. Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей. Помимо ярчайшей
в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко
известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки.
Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай,
Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской
культуре, сами создавали поэтические произведения.
Через постижения Абая мы познаем себя
Казахская поэзия и искусство в основном развивались путем самообогащения, на примерах древних традиций. Теперь казахские мыслители и просветители, исходя из требований времени, стали ориентироваться на искусство, науку, культуру и литературу Запада - одним словом, на европейскую цивилизацию, не отвергая при этом национальные корни. В результате этого за короткий промежуток времени казахская литература и культура, духовная жизнь нации сделали огромный скачок, обрели совершенно новое качество и содержание. А весь этот духовный переворот начался от Абая Кунанбаева(1845-1904). Празднование 150-летнего юбилея Абая в 1995 году под эгидой этой авторитетнейшей международной организации(ЮНЕСКО)- большая честь для всех казахстанцев. Про Абая сказано много- особенно во время празднования юбилея, и впредь будет сказано немало, потому что истинное абаеведение началось только сейчас. Юбилей Абая был широко отмечен в Париже, Лондоне, Пекине, Стамбуле - в более 80 странах мира. Абай не только великий талант, он - гений. гений рождает новое направление в искусстве, науке, в развитии целого общества. В том плане отличия Абая от выдающихся деятелей из истории казахской нации, как Бухара - жырау, Жамбыла и других поэтов, композиторов, философа в том, что он сам по себе является целой эпохой в жизни казахского народа. Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур. В его поэзии Восток проявляется через весомость и достоинство слова, а Запад -углублением в ценности бытия, приверженностью к жесткой истине и идее свободолюбия. Вместе с тем он критически относился к канонам Востока - отказывается прославлять безмятежное времяпровождение и вино, не собирается, как Хафиз, отдать лишь за родинку любимой Самарканд и Бухару. Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Открытые в 17 веке И.Кантом эти принципы доселе казахам были неизвестны. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич "Проснись, казах!". Абай- гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем" показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда. Абай- очень трагичная фигура. В этом плане его судьба напоминает удел Сократа, принесшего в жизнь греком новое мировоззрение. Народные массы к любой новизне относятся с недоверием и сомнением. Греки в свое время Сократа привлекли к суду за то, что он "спихнул молодое поколение с правильной жизненной дороги". И лишь спустя столетие соотечественники признали величие Сократа как гения. Поражает обилием мыслей и суждений Абая, идущих вразрез с исконными степными традициями. Поэтому его не смогли понять не только окружающая среда, но и родные и близкие. Вместе с тем в судьбе Абая нет ничего иного, чем в судьбе других титанов мысли. он стремился поднять человечество на новую высоту, увы, человечество не понимало его. только через 80 лет после его кончины, мы начинаем постигать Абая. Если вдумчиво вчитаться в творения Абая, то через его произведения красной нитью проходит анализ проблем отчуждения, неприятия и отвержения общества. Абай утверждал, что в "таком обществе все строится наоборот и антидействия в конечном счете ведут к регрессу". Абай критически относился к родному народу и свой патриотизм стыковал с отстрой критикой недостатков национального характера казахов. Абай- великий философ и эстет нового склада. Его "Слова назидания" являются философским трактатом уровня произведений нашего гениального предка Аль- Фараби, жившего тысячелетие тому назад. Поэтому есть резон в том, что некоторые исследователи "Слова назидания" принимают его как цельный философский трактат. Учение пророка Мухаммеда, жившего в 7 веке, ныне завоевавшего четвертую часть человечества. Не менее сильным должно быть и духовно-нравственное влияние Абая. "Через постижения Абая мы познаем себя" подчеркнул Президент Н.Назарбаев. Однако есть и такой момент: в последнее время боготворение Абая перевешивает постижение великого мудреца. А чем кончилось длившееся почти век слепое поклонение образам Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина? Поэтому и Абай нуждается не в поклонении, а в изучении его наследия. напор культурно-духовного обновления прошел через огромные временные периоды, политические и идеологические системы. Влияние того возрождения мы ощущаем на всех направлениях сегодняшнего духовного бытия. Кажется, настало время рассматривать не только Абая, Жамбыла, Ауэзова, но и других великих фигур как достояние национальной культурно-духовной жизни народа. |
![]() |